Открываются школы частные, субботние, гимназии, колледжи, лицеи ... И это великолепно! И только один вопрос волнует родителей: мой сын закончил школу и получил соответствующий документ. Сможет ли он поступить в институт, университет, например, в МГУ? Или он должен искать какой-нибудь частный институт? Обучение в школе - химико-биологическом лицее гарантирует прочные знания всем учащимся. Приобретая в лицее среднее образование, они получают реальную возможность поступить в любое высшее учебное заведение России.
А что здесь было несколько лет назад?
«Когда обрушатся привычные понятья
И оборвется вдруг связующая нить, -
О, если бы тогда ни с кем не объясняться
По поводу того, что трудно объяснить.
О, если бы тогда не думать оспасеньи,
А вдруг почувствовать сквозь хаос и развал,
Что я неотделим от мошек и растений,
От карканья ворон, от сырости весенней,
И что я это все уже переживал.»
(Стефанович Н.)
У каждой местности свой цвет, свои запахи, свои краски, свои звуки и своя особая тишина.
Ганинская восьмилетняя школа всегда отличалась от других тишиной. Всего 120 учеников было здесь, и 9 учителей вполне справлялись со своими обязанностями. Крохотная школа, находящаяся далеко от города, не привлекала внимание местного начальства. Жизнь, казалось, текла размеренно, спокойно, тихо. Но многие замечали, что неохотно ребята идут в школу, оправдывали это тем, что «вся молодежь нынче такая». Уровень культуры ребят тоже оставлял желать лучшего. А часто меняющихся директоров больше волновало запущенное состояние здания. Директора старались добыть хотя бы какие-нибудь средства на покупку школьной мебели, наглядных пособий. Удаленность от города, отсутствие в поселке культурных учреждений, а отсюда и «особенности» семейного воспитания, большое количество педагогически запущенных детей, многодетных семей, детейполусирот и даже сирот - так можно охарактеризовать основные проблемы, которые предстояло решить в 1988 году вновь пришедшим педагогам: директору Дашевской Аде Ефимовне, учителям Русс Татьяне Петровне и Плюхиной Валентине Васильевне, работающей в школе с 1990 года.
Как вывести школу из тупикового состояния? Один из выходов педагоги увидели в преобразовании восьмилетней школы в среднюю, и не просто в среднюю, ведь многие способные учащиеся, особенно в старших классах, стремились творчески развивать себя и получать углубленные знания в том или ином направлении. Нужно было поддержать таких учеников, создать для них оптимальные условия для приобретения всех нужных им знаний. А что делать с теми ребятами, которые не смогут в полной мере усвоить расширенную программу? Не будут ли они чувствовать себя неуютно рядом с теми, кто способен углубленно изучать биологию и химию? Как сделать так, чтобы в школе было всем хорошо? И педагоги решили сделать школу доброй, почувствовали необходимость строить взаимоотношения между учителями и детьми на принципах гуманности, доброты, взаимопонимания и даже милосердия. Именно этот путь позволял им объединить в конкретном ребенке пытливость ума с духовностью. В такой обстановке дети должны будут раскрыть все свои способности.
И в 1989 году школа вышла на эксперимент в соответствии со своим новым статусом «Средняя школа с углубленным изучением биологии». Учителя стремились обеспечить все условия для раскрытия, развития и реализации способностей детей, стремившихся к получению высшего образования. Одним из приоритетных направлений учебного процесса в лицее было приобщение учащихся к научной деятельности через работу в научно-исследовательской лаборатории "Ноосфера"