Личная страница Майи Николаевны Бернацкой (Перевощиковой)

Обо мне | Резюме | Мои ссылки | Фотоальбом
Школьные праздники | Песни | Посвящения | Пьесы | Сотрудничество
КЛЕН | Печатные труды | Планирование работы | Открытые уроки | О премии президента РФ

Посвящение в лицеисты 2007 год

 

Сценарий праздника «Посвящение в лицеисты» (КЛЕН 2007 год).

 

Звучит музыка . «Праздничная увертюра» Д.И. Шостаковича.

На сцену выходят чтецы, которые читают «Оду лицеисту».

 

Чтецы

Сияли синие мундиры

И красные воротники

Под Солнцем Северной Пальмиры

В лицей стеклись ученики

 

День торжества октябрьской сини

Был днём рождения друзей…

Надеждой, будущим России

Куницын видел тот лицей

 

Здесь были Пущин, Кюхельбеккер

И Пушкин с Дельвигом – квартет

Где место дружеской опеке

И шалостям лицейских лет.

 

“Друзья мои, прекрасен наш союз!” –

Здесь от восторга Пушкин восклицает,

И пунш в его руках играет,

И слышится приятный шепот муз…

“Друзья мои, прекрасен наш союз!”

Да, есть преемственность традиций!…

Другой октябрь, и день иной,

И новый пушкинский Куницын

Глядит на лицеистов строй.

 

Но цель – величие России –

Всё та же. Юные сердца

Приложат максимум усилий

Быть лицеистом до конца

 

И с каждой новой годовщиной

Крепить союз ума и рук.

Лицей – подножие вершины,

Республика естественных наук.

 

Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Мы восклицаем так же, как поэты.

Ведут нас по дороге 9 муз.

И мы гордимся все дорогой этой этой.

 

На сцене – танец 9 муз.

 

 

 

 

 

 

 

 

Музы разбрасывают по сцене кленовые листья.

Ведущая( комментирует танец) . В эллинистическую эпоху музы превратились в символические образы: Эрато — муза лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа — муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — муза истории с теми же атрибутами, Мельпомена — муза трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния — муза серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора — муза танца с лирой и плектром, Талия — муза комедии с комической маской, Урания — муза астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают музы обычно под водительством бога искусств Аполлона,( постепенно все музы уходят со сцены, остается только Терпсихора. Собирает букет листьев. Уходит.

 

Музы: Эрато, Эвтерпа.

Эрато: Любовь спасает мир от разрушений -
Запомни это каждый человек -
Она идет от глаз твоих, от век,
От мыслей, чувств, желаний и творений.
Любовь спасает мир от суеты,
Великое даруя от Вселенной,
Но мы ползем вперед по жизни бренной,
Не ведая Великой Красоты.
Любовь - начало всех начал на свете,
Она рождает все, что в мире есть.

 

Эвтерпа: Лишь человеку выпадает честь:
Хранить живое, быть за все в ответе.
Его предназначенье - жизнь беречь,
Но он не помнил и забыл об этом.
Пренебрегая Разума советом,
Он сбрасывает ношу эту с плеч.
Так легче жить, духовность презирая,
О Высшем не заботясь никогда.
У человека есть одна беда:
Живет он, о Великом мало зная.

 

Звучит музыка - перебивка.

 

Музы: Калиопа, Клио.

Я – Калиопа, муза эпической поэзии, а это- моя подруга Клио, муза истории. Олимпийские музы классической мифологии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т.е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы . Мы хотим раскрыть перед вами одну страничку нашей лицейской истории.

 

Аристотель и ученики.

 

/Звучит флейта? Аристотель со свитком в руке и его ученики не спеша движутся к авансцене. Отвечая на вопросы учеников, Аристотель поворачивается лицом к залу, так, что его речи обращены к зрителям./

 

УЧЕНИК 1: Скажите, Учитель, а в чём начало всего?

АРИСТОТЕЛЬ: Вопрос не праздный, он давно меня волнует. У всех вещей за начало следует принимать ДОБРО! (Чуть-чуть подумав:) Мир не хочет, чтобы им управляли плохо.

УЧЕНИК 1: Добро? Однако… Великий Александр посеял семена греческих законов по всему свету, в 70 городах, которые он основал в покоренных землях. Однако каждый день он убеждается, что управлять варварами невозможно!

УЧЕНИК 2: Учитель, разве можно надеяться, что знания поборют дикость, грубость и произвол тиранов?!

АРИСТОТЕЛЬ (ученикам): Помните, я говорил вам о моих письмах к царю Македонии, отцу Александра? (ученикам и залу) Вы можете сами оценить доводы, которыми я пытался убедить Филиппа Македонского.

(Читает свиток). …Гордиться должно только умением хорошо и благоразумно гражданствовать. Ведь в человеческом мире нет ничего устойчивого и твердого. Даже солнце держится только до вечера! Первая же превратность нарушает, изменяет и путает все человеческие жизни… Поэтому не пробуй обращаться с эллинами тиранически (ибо тирания – признак откровенного неблагоразумия). Будь для них… благодетелем! Выведи своих воинов из городов, дай эллинам свободу управления; заблудшим дай раскаяние, благомыслящих немедленно надели дарами. Действуя так (и не однажды, а всегда) ты надежнейшим образом сохранишь здание своей власти!

УЧЕНИК 3: Учитель, эти рассуждения весьма логичны. Но как относиться к тому факту, что великий Александр Македонский именно жестокими завоеваниями приумножил многократно свои владения?! Ему покорились Персия, Сирия, Вавилон, Египет, многие города Эллады!

свои владения?! Ему покорились Персия, Сирия, Вавилон, Египет, многие города Эллады!

АРИСТОТЕЛЬ: Надо, чтобы у разумных правителей не владениями дивились, а дивились владетелем. Александру была всегда по душе моя мысль о том, что «человек, смертный по природе, (после неизбежной смерти) может благодаря величию своих дел стяжать бессмертную память».

/Аристотель взволнован. Он берёт у ученика чашу или кубок

для воды, другой ученик приносит кувшин с водой и наполняет ею

чашу. Аристотель жадно припадает к кубку./

АРИСТОТЕЛЬ: Александр мудр не по годам. Он решил помочь Ликею в проведении зоологических исследований: направил к нам своих знатоков природы: придворных охотников и рыбаков, птицелова, смотрителя царского заповедника. А ещё он даровал Ликею громадную сумму! Даже малой части её хватило, чтобы приобрести прекрасную библиотеку.

УЧЕНИК 1: Учитель! А нет ли там Вашей книги, где объясняется, как должно строиться домашнее хозяйство? Вчера вы процитировали её, сказав, что дом складывается из четырёх отношений – отца к детям, мужа к жене, хозяина к слугам, доходов к расходам…

АРИСТОТЕЛЬ: Теперь эту книгу вы сможете прочесть. А в отношении доходов к расходам… Важно, чтобы ни расходы не были больше доходов, потому что это распущенность, ни доходы не были выше расходов, потому что это скупость и неблагородство.

УЧЕНИК 2: Учитель! В труде по истории риторики вы объясняете многие противоречия в поэмах Гомера. Но я нашёл ещё одно. По Гомеру, герои Эллады на привале втыкали оружие «древками в землю и прямо». Но ведь всякий юноша знает, что воину так не должно поступать. А кроме того, если ночью копьё упадёт, то произведёт много шума.

АРИСТОТЕЛЬ: Достойно похвалы твоё сомнение. Однако я многократно убеждался, что Гомер изображает в поэзии только то, что было на самом деле. Разгадка твоего вопроса проста! (пауза) Тогда, в древности, все эллины делали так, как сейчас делают только варвары.

УЧЕНИК: Учитель! Воистину, кажется, нет вопроса, который вы бы оставили без ответа!

/Не спеша уходят под звуки музыки/.

 

Музы: Мельпомена, Талия.

На сцену выходят две музы: Мельпомена и Талия . У них в руках две маски: комическая и трагическая.

Мельпомена: Театр должен ставить только трагедию! Трагедия велика! Она заставляет человека задуматься над своей жизнью, над вопросом: для чего он живет!

Талия:. Жизнь человека настолько сложна, зачем же ее еще больше усложнять? Трагедия приводит в уныние, а комедия развлекает! Для этого и надо посещать театр!

Мельпомена (серьезно):

Минувшей юности своей

Забыв волненья и измены,

Отцы уж с отроческих дней

Подготовляют нас для сцены.-

Нам говорят: "Ничтожен свет,

В нем все злодеи или дети,

В нем сердца нет, в нем правды нет,

Но будь и ты как все на свете!"

Талия (с наесмешкой):

На сцену вышли и дрожим,

Но оправляемся мы скоро

И с чувством роли говорим,

Украдкой глядя на суфлера.

Мельпомена (серьезно):

Но говорим мы о добре,

О жизни честной и свободной,

Что в первой юности поре

Звучит тепло и благородно;

О том, что жертва - наш девиз,

О том, что все мы, люди,- братья,

И публике из-за кулис

Мы шлем горячие объятья.

И говорим мы о любви,

К любимой простирая руки,

О том, какой огонь в крови,

О том, какие в сердце муки;

Талия (с наесмешкой):

Потом, не зная, хороши ль

Иль дурны были монологи,

За бестолковый водевиль

Уж мы беремся без тревоги.

И мы смеемся надо всем,

Тряся горбом и головою,

Не замечая между тем,

Что мы смеемся над собою!

 

Музы: Мельпомена, Талия, Урания.

Выходит Урания.

Урания: Это вы над чем смеялись?

Мельпомена: Талия утверждает, что в жизни можно смеяться над всем. Тебе не было б обидно, если бы смеялись над наукой, Урания.

Урания: Мне – нет. Я считаю, что смех серьезности не помеха.

(Уходят)

 

Сценка в стихах.

Сценка в стихах. ( или сценка о «Уж с запада восходит царь природы…)

Дочка:

Вот, папа, ты сказал вчера:
"Открыта черная дыра".
Мне непонятно, что случилось
и где же та дыра открылась.

Папа.

- Представь себе, звезда светила,
как все нормальные светила.
Вдруг, космос вспышкой истребя,
она упала внутрь себя.
С тех пор у ней такая суть,
чтоб только все в себя тянуть,
а из себя на белый свет
не выпускает даже свет,
Сама в себе заточена.
И потому она черна.

Дочка.

- Ой, папа, стало страшно мне,
что аж мурашки по спине!
А вдруг в один прекрасный раз,
она возьмет да втянет нас?!

Папа.

- Не бойся, дочка, звездный мир
содержит мало черных дыр.
До них ужасно далеко,
их не увидишь в телескоп.

Дочка.

- Вы с дядей Витей говорили,
что черную дыру открыли.
Значит, вы врали с дядей Витей,
раз ту дыру нельзя увидеть!

Папа.

- Глупа ты так судить об этом!
Дыру открыли за обедом,
когда она, разинув пасть,
вокруг большой звезды кружась,
чтоб накопить побольше вес,
свою звезду-соседку ест.
О том материя кричит,
шлет специальные лучи.

Дочка.

- Ой, ту звезду ужасно жаль мне,
все это, папа, так печально!
Представь, чтоб кто-нибудь насел
вот на тебя и также б ел!

Папа.

- Меня уже никто не съест!
Есть от нападок масса средств.
А если б кто-то и посмел,
я б сам его в два счета съел! (

(Аплодисменты)

 

Муза Полигимния.

Звучит мелодия. Выходит последняя муза Полигимния, голова покрыта покрывалом.

Я – Полигимния. Гимн - торжественная песнь, используемая в качестве музыкального символа. Гимны исполнялись на праздниках, посольских приемах, во время парадов, официальных ритуалов. Есть гимн студентов – Гаудеамус, его пели и в Царскосельском Лицее, а Пушкин и его друзья-лицеисты сочиняли гимны в честь славных событий истории России и в честь своего Лицея.

Занавес закрывается.

 

Галич, Пушкин и ведущие.

На сцену с разных сторон выходят профессор А.И. Галич

и А. Пушкин. Галич первый замечает Пушкина. /

ГАЛИЧ: Александр! Вам тоже нравится эта липовая аллея, я давно заметил.

ПУШКИН: Сюда редко кто забредает…

ГАЛИЧ: Я вам не помешал?

ПУШКИН: Я люблю бродить по парку один, но этой встрече очень рад.

/Молча идут рядом./

ГАЛИЧ: Таких парков, как в Царском Селе, я не видел нигде! Ни в Англии, ни в Австрии, ни в Германии…

ПУШКИН: Помилуйте, Александр Иваныч, но ведь вы не раз бывали в Версале! Помнится, вы им восхищались, когда рассказывали о поэтах Франции.

ГАЛИЧ: В Версале не то – там как бы Эвклид строил сады. Здесь парк тем прекрасен, что запущен: мрак от деревьев великолепный.

/Идут молча, затем Галич кивает головой в сторону./

Посмотрите, Александр! Статуи под солнцем обновились.

/Галич усаживается на скамью (куб), а Пушкин не спеша

идёт к авансцене/

ПУШКИН /на фоне музыки/:

Друзья мои, как утро здесь прекрасно!

В тиши полей, сквозь тайну сень дубрав

Как юный день сияет гордо, ясно!

Светлеет всё; друг друга перегнав,

Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;

Ещё роса над свежей муравой;

Златых озёр недвижно дремлют волны

Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес, бродите по долине,

Крутых холмов устаньте на вершине…

/Снова встречаются и идут рядом./

ГАЛИЧ: Знаете, Александр, я люблю и гимны, и элегии! . (Пауза. Смотрит по сторонам.) Не знаю лучшего предмета для поэзии, чем история! А ведь эти места и связанные с ними воспоминания могли бы быть предметом лирики. Парк, памятники, мосты соединили память всех русских побед – от Петра, отдыхавшего в этих местах после победы над шведами, до Екатерины.

ПУШКИН: Александр Иваныч! Нынче эти старые воспоминания вызывают воспоминания новые: о двенадцатом годе и гибели завоевателя Наполеона – в Москве. Вот ради чего стоит писать оды, гимны, элегии…

ГАЛИЧ: Скоро, может быть, осенью, будут экзамены, на них чтения. (Понизив голос). Попрошу никому не рассказывать. На экзамен хотят позвать Гаврилу Романовича Державина! Так что пора Вам испытать себя в важном роде.

/Прощаются. Галич медленно бредёт в сторону кулис.

Пушкин в задумчивости идёт по сцене. Останавливается.

Смотрит в зал, коротким движением руки отбивая ритм./

 

Ведущий: Так в беседе с профессором Александром Ивановичем Галичем родился замысел знаменитых «Воспоминаний в Царском Селе», потрясших Державина.

Ведущая: А для нас, лицеистов 21-го века, Царскосельский Лицей остаётся Школой Пушкина и его друзей! Удивительным примером лицейского братства!

/Пушкин стремительно выходит на авансцену./

ПУШКИН:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен.

Срастался он под сенью дружных муз.

 

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело, -

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

/Аплодисменты/

Ведущий: Свет высокой Пушкинской поэзии донёс до нас неповторимое тепло удивительного праздника.

Ведущая: 19 октября на века стало синонимом лицейского братства, лицейской дружбы.

 

 

/Занавес под музыку открывается. /

Так не умрет и наш союз,
Свободный, радостный и гордый,
И в счастъе, и в несчастье твердый,
Союз любимцев вечных Муз!

 

На сцене 9 задрапированных кубов. На каждом кубе - муза.

После слов «…Союз любимцев вечных муз» музы замирают.

ВЕДУЩАЯ: Добрый вечер, дорогие друзья!

ВЕДУЩИЙ: Мы приветствуем вас на празднике посвящения в лицеисты!

ВЕДУЩАЯ: С огромным удовольствием мы приглашаем на сцену директора нашего лицея Отличника народного просвещения Валентину Анатольевну Русанову.

ВЕДУЩИЙ: Прошу к микрофону! (аплодирует)

С появлением на сцене Русановой В.А.. музы поочередно «оживают»

от жеста директора , они сходят с постаментов и образуют

«свиту» директора, провожают его к микрофону, взяв в полукольцо…/

Русанова В.А. (начало выступления)

Я навсегда в плену у муз, сладком и желанном плену. Науки и искусства…

(напутственное слово лицеистам; приветствие родителям, другим гостям вечера);

 

Вам понравились и оказались полезными размещенные материалы? Если "да", то Вам сюда.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 | Site Map | ©2007 Перевощикова Майя Николаевна |

Hosted by uCoz