Личная страница Майи Николаевны Бернацкой (Перевощиковой)

Обо мне | Резюме | Мои ссылки | Фотоальбом
Школьные праздники | Песни | Посвящения | Пьесы | Сотрудничество
КЛЕН | Печатные труды | Планирование работы | Открытые уроки | О премии президента РФ

Ретро-вечер. Погружение в эпоху. Эти трудные 20-е годы.

 

Ретро-вечер. Погружение в эпоху. Эти трудные 20-е годы ...

«В прошлом цена иная счастью, печали, злу…»

 

 

 

Историко-литературный вечер для учащихся 10-х классов.

 

Предварительная подготовка.

 

1. Каждый из участников, выбрав соответствующий типаж (студент или студентка, рабочий или крестьянка, партработник (чекист), мещанин, нэпман, литератор или посетительница литературного салона, футурист и т.д.) изготавливает себе костюм, стилизованный под эпоху или личность.

 

2. Зал украшен плакатами, изготовленными в стиле 20-х годов, фотографиями знаменитостей.

 

3. Желательно всем участникам прочитать воспоминания В.Шаламова «Двадцатые годы».

 

4. Готовятся номера самодеятельности:

а) песни:

•  «Марш веселых ребят» из одноименного художественного фильма или «Шаланды полные кефали..»

•  «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

•  Романс Вертинского

•  «Поручик Голицын» в аранжировке Ж.Бичевской

•  Романс на стихи С.Есенина или стихотворение «Отговорила роща золотая».

Б) Стихи:

•  И.Северянин «Ананасы в шампанском»

•  В.Маяковский : вступление и концовка поэмы «Хорошо»

•  Бальмонт «Люби»

•  М.Цветаева «Только девочка»

В) Групповые танцы:

•  Фокстрот

•  Танго

•  Вальс

Г) Выступление группы «Синеблузников»

 

 

 

 

Алгоритм:

 

•  Маяковский – 2 стихотворения.

•  Луначарский – монолог

•  Синеблузники – стихи +интермедии

•  Бальмонт

•  Цветаева

•  Северянин

•  С.Есенин

•  Кладбище в Париже

•  Последнее стихотворение

•  Песни: Марш авиаторов

•  «Веселые ребята»

•  Катя: Дружба

•  Поручик Голицын.

 

 

На празднично оформленной плакатами того времени сцене – молодой человек, одетый «под Маяковского» читает главу из поэмы «Хорошо»

 

Я земной шар чуть не весь обошел, -

и жизнь хороша, и жить хорошо.

А в нашей буче, боевой, кипучей, -

и того лучше.

Вьется улица-змея.

Дома вдоль змеи.

Улица - моя.

Дома - мои.

Окна разинув,стоят магазины.

В окнах продукты: вина, фрукты.

От мух кисея.

Сыры не засижены.

Лампы сияют. "Цены снижены".

Стала оперяться моя кооперация.

Бьем грошом.

Очень хорошо.

Грудью у витринных книжных груд

Моя фамилия в поэтической рубрике

Радуюсь я - это мой труд вливается в труд моей республики.

Пыль взбили шиной губатой - в моем автомобиле мои депутаты.

В красное здание на заседание.

Сидите, не совейте в моем Моссовете.

Розовые лица.

Револьвер желт.

Моя милиция меня бережет.

Жезлом правит, чтоб вправо шел.

Пойду направо.

Очень хорошо.

Надо мною небо.

Синий шелк!

Никогда не было так хорошо!

Тучи - кочки переплыли летчики.

Это летчики мои.

Встал, словно дерево, я.

Всыпят, как пойдут в бои, по число по первое.

Пушки ввозятся, - идут краснозвездцы.

Приспособил к маршу такт ноги: вра- ги ва- ши - мо- и вра- ги.

Лезут? Хорошо. Сотрем в порошок.

За городом - поле,

В полях - деревеньки.

В деревнях - крестьяне.

Бороды веники.

Сидят папаши.

Каждый хитр.

Землю попашет, попишет стихи.

Другим странам по сто.

История - пастью гроба.

А моя страна - подросток, -

твори, выдумывай, пробуй!

Радость прёт.

Не для вас уделить ли нам?!

Жизнь прекрасна и удивительна.

Лет до ста расти нам без старости.

Год от года расти нашей бодрости.

Славьте, молот и стих, землю молодости.

 

Ведущий.

 

« Земля молодости» - двадцатые годы, пожалуй, самое сложное в нашей истории время. Совершился глобальный исторический эксперимент – Октябрьская революция. Закончилась гражданская война. В первые годы своего существования Советское государство вынужденно было решать две задачи. С одной стороны, необходимо было признание советской власти со стороны основных мировых держав. С другой стороны, Ленин и его соратники никогда не отказывались от курса на мировую революцию . 17 марта 1920 г. Ленин по прямому проводу требовал от находившегося на юге Сталина ускорить операцию по ликвидации деникинских войск в Крыму. Однако «экспортировать революцию»  - задача трудновыполнимая. Оставалось надеяться, что внутренние проблемы в сильно пострадавших от первой мировой войны Германии, Польше и других странах, лежащих к западу от советских границ, вызовут там восстания. К 1924 году Советскую Россию признали Афганистан, Эстония, Иран, Монголия, Германия, Британия, Франция, Китай.

 

Время -вещь необычайно длинная, -

были времена -прошли былинные.

Ни былин, ни эпосов, ни эпопей.

Телеграммой лети, строфа!

Воспаленной губой припади и попей

из реки по имени - "Факт".

Это время гудит телеграфной струной,

это сердце с правдой вдвоем.

Это было с бойцами, или страной,

или в сердце было в моем.

Я хочу, чтобы, с этою книгой побыв,

из квартирного мирка

шел опять на плечах пулеметной пальбы,

как штыком, строкой просверкав.

Чтоб из книги, через радость глаз,

от свидетеля счастливого, -

в мускулы усталые лилась

строящая и бунтующая сила.

Этот день воспевать никого не наймем.

Мы распнем карандаш на листе,

чтобы шелест страниц, как шелест знамен,

надо лбами годов шелестел.

 

Ведущая.

Но сегодня в центре нашего внимания не дипломатические и военные сражения, а обычная жизнь обычных людей. «Времена не выбирают – в них живут и умирают»,- сказал поэт. Как же жили люди в это страшное, но интересное время? Наше погружение в эпоху, может быть, даст вам ответы на возникшие у вас вопросы.

 

Ведущий.

Двадцатые годы – это время литературных сражений, поэтических битв на семи московских холмах: в Политехническом музее. МГУ, клубе Университета, Колонном зале Дома Союзов. Интерес к выступлению поэтов был велик. Даже в маленьких клубах на литературные бои собирались целые залы. Имажинисты, комфуты, ничевоки, группы «Кузница», «ЛЕФ», «Перевал», «РАПП», конструктивисты, фразари – имя им – легион. Очень любили слушать наркома просвещения Луначарского, у которого в любимцах ходил Маяковский. Анатолий Васильевич встречался с молодежью с восторгом, с его литературными вкусами считались, но, конечно, он не делал большую политику.

 

 

 

 

Луначарский.

(Луначарский – в безукоризненном костюме с обязательным белоснежным платочком в кармане)

 

Наш язык, литературный стиль выработан народом в старые времена, в тиши деревень, на сонных улицах тех захолустий, какими полна была земля. Он оформлен и освящен писателями эпох, бесконечно более медлительных, чем наша. Он своевременно окостенел от прикосновения рук академических старцев. Но футуристы и Маринетти убеждают нас: нам, дескать, теперь некогда пользоваться всеми этими ухищрениями и периодами. Весь синтаксис так же не нужен, как проволока -- телеграфу Маркони.

 

Так к черту же определения и дополнения! К черту придаточные предложения! К черту знаки препинания! Часто должны лететь к черту даже самые слова. Стиль должен стать не только лапидарным, но превратиться в ряд метких, красноречивых междометий.

 

(Иронически)

И Маринетти тут же декламирует с искусством чуть не чревовещателя и звукоподражателя несколько своих произведений.

А публика забавляется от души.

 

Вот, например, поэтически обработанные эпизоды Балканской войны. Размахивая руками, пуча глаза и с красным лицом, готовым лопнуть, Маринетти бросает в публику снопы существительных, прерываемые залпами разных: "Бум-бум! трах-тара-рах! трр!" и т. п. и вдруг, раскачиваясь, начинает распевать: "Шуми, Марица!"

Придравшись к выражению Маринетти, что мы должны вернуться к детскому языку, какой-то бородатый старик предсказывает ему, что он скоро будет говорить только: "мама" и "папа". Да, человек произошел от обезьяны, но поднимаясь со ступеньки на ступеньку, он далеко опередил животный мир и стал тем, чем он есть. И в этом наша гордость и наша слава.

 

Звучит песня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

 

Ведущая.

Однако массовый читатель продукцию пролетарских поэтов и футуристов не воспринимал. Сейчас передо мной книга, герой которой воспринимал советскую действительность иначе. Автор этого произведения решил сменить профессию и стал известнейшим писателем и драматургом.

 

Далее идет игра «Маркиза». Учащиеся из зала задают вопросы, ведущие отвечают только «да» или «нет». Угадавший героя и книгу получает её в подарок.

 

 

Танец. Танго.

 

Ведущий.

Прошу всех присесть, потому что сейчас мы станем свидетелями явления, без которого нельзя себе представить новое, зарождающееся искусство. Двадцатые годы нельзя представить себе без «Синей блузы». Это не просто эстрадная малая форма. Новизна театральных идей привлекала лучших поэтов, писателей, режиссеров того времени. Маяковский, Асеев, Арго, Кирсанов с удовольствием писали для «Синей блузы» - своеобразной живой газеты. Десять-пятнадцать человек, одетых в синие блузы, разыгрывали перед зрителями оратории, скетчи, сценки. Выходили под марш, превращая любую площадку в сцену. «Синяя блуза» критиковала растратчиков, хапуг, мещан. Грима у синеблузников не было, были своеобразные маски-накладки, которые помогали зрителю разобраться в образе. К пятилетию революции в СССР было более 400 коллективов!

 

Звучит марш.

 

 

 

Первый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй.

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятый.

Выступление «синеблузников».

 

«Синяя блуза»— веселый народ,
Ходит с завода на завод
Не для «прекрасных» нэпманских глаз,
А для широких рабочих масс.

 

Мы-синеблузники,

Мы-профсоюзники,

Мы – не бояны-соловьи,

Мы – только гайки

Великой спайки

Одной трудящейся семьи.

 

Наш храм - библиотека,

Шкафы -- иконостас,

А разум человека --

Нерукотворный Спас.

Не золото кивота

Для Разума наряд,

Но цифры переплета

Что буквами горят.

 

Помню, я вырос, а мама рыдала:

Мальчик за книжкою ночи не спал...

Но перестала, узнав, что читал я

трезвую книгу --"Капитал"...

Ну-ка

Поставь мир на дыбы

Без "Капитала"

Попробуй!..

Книга -- оружие нашей борьбы

На баррикадах учебы.

 

Раньше: с книгой -- кричащий разлад,

Был неграмотным, жиденьким парнем.

А теперь на столе шелестят

Ленин, Маркс, и Лафарг, и Бухарин.

 

Смело мы в бой пойдем

Против религии,

Правду про всё найдем,

Раскрывши книги.

 

Старым сказаньям

Бросим мы верить.

Все надо знаньем

Точным измерить.

 

(Далее – «Левый марш В.Маяковского)

 

Старый ребенок - приучен к сказкам.

Новый читатель – иной

Надо читателю быстро меняться

В ногу идти со страной!

 

(Уходят под марш)

 

Ведущий.

Коммунисты с гордостью говорили: когда ребенок очень маленький, он поглаживает книгу ручкой и говорит ласково: "Это книжка про Эс-Эс-Эс-Эр". Я не знаю, что такое Эс-Эс-Эс-Эр, знаю только, что это что-то хорошее....Иногда он возьмет карандаш и скажет: "Теперь я нарисую что-нибудь красивенькое, например серп и молот".

 

Ведущая.

А вот запись наблюдений родителей шестилетней девочки: про знакомых старух она рассказывает так: "Они боженьке верят. Они молятся его портрету, в шкафчике через стенку видно. Эти старухи Ленина совсем не любят. Они просто неграмотные".

 

Ведущий.

 

Был обездоленный маленький обитатель индивидуальной детской, который любил сказки, стихи про собачку и зайца и там искал утешения в скудости своего детства. Но пришел новый, рабоче-крестьянский малыш. Он хлопнет ручкой по книге и скажет: "Это про СССР". И, узнав, что не про СССР, а про умывальник, досадливо пожмет шестилеток плечом. В поэме Платонова «Про электричество» герой-мальчик рассуждает так:

 

Рыжий шофер очень важен,

Ахтобусик он ведет.

Ехать быстро очень страшно;

Дядя денежки берет.

По Лубянке к Театралке

Мчится громко ахтобус.

Нам людей давить не жалко,

Не знакома пионерам

По уставу грусть.

 

Ведущая.

Однако именно в те годы начала зарождаться детская литература, которая буквально расцветает в наше время. Имена К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, Волкова, А.Толстого, В.Катаева, М.Зощенко, А.Барто, А.Гайдара известны, конечно, всем. Но мало кто знает, что детям посвящены многие произведения этого также всем известного автора, который курировал детские приюты, колонии, который описал свою жизнь в одной из книг. Героя этой книги я сейчас загадала.

 

Далее идет игра «Маркиза». Учащиеся из зала задают вопросы, ведущие отвечают только «да» или «нет». Угадавший героя и книгу получает её в подарок.

 

Ведущий.

А богемная жизнь литераторов была в самом разгаре, но старые вальсы были популярны тогда, как и теперь.

 

Танцы .

 

Ведущий.

В 20-е годы в доме № 37 по Тверской улице находилось кафе «Стойло Пегаса»: в нем был своего рода литературный клуб, куда часто захаживали С. Есенин, А. Дункан, Н. Клюев, А.Таиров.

Раньше в этом же помещении было кафе «Бом», которое посещали главным образом литераторы, артисты, художники. Кафе принадлежало одному из популярных музыкальных клоунов-эксцентриков «Бим-Бом» (Радунский-Станевский). Говорили, что это кафе подарила Бому (Станевскому), после Октябрьской революции уехавшему в Польшу, его богатая поклонница Сиротинина, и оно было оборудовано по последнему слову техники и стиля того времени. Когда оно перешло к имажинистам (литературная группировка в 1919 — середине 1920-х гг., провозглашавшая превосходство слова-образа над идеей), там не нужно было ничего ремонтировать и ничего приобретать из мебели и кухонной утвари.

Для того чтобы придать «Стойлу» эффектный вид, известный художник-имажинист Георгий Якулов нарисовал на вывеске скачущего «Пегаса» и вывел название буквами, которые как бы летели за ним. Он же с помощью своих учеников выкрасил стены кафе в ультрамариновый цвет, а на них яркими желтыми красками набросал портреты его соратников-имажинистов и цитаты из написанных ими стихов. Между двух зеркал было намечено контурами лицо Есенина с золотистым пухом волос, а под ним выведено:

Срежет мудрый садовник — осень
Головы моей желтый лист.

 

 

В этом кафе проходили настоящие поэтические битвы.
Стихи Бальмонт, Цветаева, Северянин.

Романс на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая»..

Ну и конечно, какое кафе без танцев!

 

Танцы .

 

Ведущая.

Одесса в те годы щедро поставляла Москве литераторов и вообще людей творческих профессий. Это И. Бабель, Э. Багрицкий, В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, Л. Славин, Ю. Олеша, В. Инбер, В. Сосюра, С. Кирсанов, М. Зощенко, С. Олейник, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, А. Нежданова, Л. Утесов, В. Хенкин... Даже краткие справки о творчестве этих выдающихся мастеров могут составить объемистый том "Большой одесской энциклопедии".

 

«Одесские рассказы» Бабеля были напечатаны в «ЛЕФе» и сразу разошлись на мелкие фразы и фразочки, которые повторяли многие, забыв об авторстве.

 

Корабли всего света приходят в Одесский порт. Однажды на рейде появился американский пароход "Квакер-Сити". Заокеанские гости прогулялись по Дерибасовской, потоптались у памятника де Ришелье и, честно отсчитав двести ступенек Потемкинской лестницы, вернулись на судно. Об этом, может быть, и не стоило вспоминать, если бы среди туристов не находился начинающий чикагский репортер Самюэль Клеменс. Не прошло и года, как его книга "Простаки за границей" принесла всемирную славу ее автору. Одесситы уверены, что, не попади Марк Твен в Одессу, еще неизвестно, что бы из него вышло.

 

Одесская опера сотрясалась от аплодисментов, когда на ее сцене пели Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Энрико Карузо и Титта Руффо, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан... А ещё 100 лет назад по одесской мостовой бродил когда-то Пушкин, влюбленный в жену генерал-губернатора Воронцова… Здесь каждый камень дышит историей.

 

А по ночам в сыром и темном "Гамбринусе" матросы и грузчики слушали волшебную скрипку Сашки-музыканта, скрипку, которая умела петь, рыдать, скулить, хохотать и хрюкать. Рассказ о трагической судьбе музыканта, изувеченного черносотенцами, А. Куприн закончил по-одесски оптимистически:

— Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит!

 

Не могли одесситы не обратить внимания на броскую афишу: "Тут обилечиваются на футуристов". А на другой день вышедшие на сцену Д. Бурлюк, В. Каменский и В. Маяковский были встречены оглушительным свистом зрителей. Юный рослый футурист, нимало не смутившись, вышел к рампе и пробасил:

— Если вы воображаете, что вы соловьи, то чирикайте Бальмонту...

 

В тяжкие годы Великой Отечественной войны одесские моряки прокатили по улицам осажденного города захваченную у фашистов пушку, на стволе которой было начертано: "Она стреляла по Одессе. Больше стрелять НЕ будет".

 

И сегодня Одесса не жалуется на нехватку весельчаков. Задорные южане то удивят телезрителей острой шуткой на экране, то выплеснутся на улицы в ярком карнавале Юморины с плакатами "Не рой яму ближнему — повредишь электрокабель" или "Что ты сделал для появления в Одессе миллионного жителя?»

 

Ведуший.

Леонид Утесов родился 21 марта 1895 года в Одессе. В пятнадцать лет он прекрасно играл на нескольких музыкальных инструментах, неплохо пел, любил спорт и цирк. За дерзкую выходку его отчислили из коммерческого училища, и в 1911 году он начал свою артистическую карьеру. Он работал в театрах миниатюр, выступал как чтец на эстраде, играл в театрах оперетты различных провинциальных городов. Пережив на Украине гражданскую войну, Леонид Утесов перебрался с семьей сначала в Москву, а потом и в Петроград, где играл в Свободном театре. В 1923 году вышел первый фильм с участием Леонида Утесова - "Торговый дом "Антанта и К". В 1929 году он организовал и возглавил театрализованный джаз ("Теа-джаз"), позже ставший Государственным эстрадным оркестром РСФСР. Уже первое выступление этого коллектива имело шумный успех, а вскоре "Теа-джаз" приобрел огромную популярность.

В кино Леонид Утесов прославился ролью Кости Потехина, которую он исполнил в музыкальном фильме Григория Александрова "Веселые ребята".

Песня из кинофильма «Веселые ребята» или «Шаланды полные кефали…»

 

Ведущая.

Игра «Маркиза».

Я сейчас держу в руках лиск с чудесными песнями. Певица, родом с Украины, именно она предсказала Алле Пугачевой головокружительную карьеру.

 

«Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению. Бухгалтер управления железной дороги, отец мой серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте, как тогда говорили, в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг».

«Когда я училась в гимназии, любимым предметом была словесность. Я с удовольствием учила стихи русских поэтов и почти на каждом уроке прекрасно их декламировала. Хорошо знала и французский язык. А вот к занятиям по музыке я относилась с пренебрежением, и если бы не родители, которые решили отдать меня в обучение к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову, певицей бы я не стала. Именно Чемизов раскрыл мне глаза на мой талант, сказав однажды: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его». 

Я участвовала в театральных постановках. Специально для меня Шостакович пишет две песни — «Ах, как приятно вечерком» и «Милый, видишь там и тут». В кинокомедии Э. Иогансона «На отдыхе» я исполнила лирическую песню героини фильма Тони. Пластинка с записью «Песни Тони» стала моим фонографическим дебютом. В этом же году в студии Заикина были записаны песни «До свиданья, тихий Дон», а также написанная специально меня песня «Дружба» («Когда простым и нежным взором»).

 

Когда пpостым и нежным взоpом

Ласкаешь ты меня, мой дpуг,

Hеобычайным цветным узоpом

Земля и небо вспыхивают вдpуг.

 

Веселья час и боль pазлуки

Хочу делить с тобой всегда,

Давая пожмем дpуг дpугу pуки -

И в дальний путь, на долгие года

 

Мы так близки, что слов не нужно,

Чтоб повтоpять дpуг дpугу вновь,

Что эта (наша) нежность и наша дpужба,

Сильнее стpасти и больше, чем любовь

 

Веселья час пpидет к нам снова,

Веpнешся ты и вот тогда,

Тогда дадим дpуг дpугу слово

Что будем вместе раз и навсегда.,  

 

Кто эта певица? Отгадавшим подарок - диск с песнями.

 

Он – певец, эмигрант, выехал из Одессы в Турцию, эталон мужской красоты, отец двух девочек – очаровательных актрис, имена которых вы все, конечно, знаете. Его жена-тоже актриса, играла роль Анидаг (гадина) в фильме «Королевство кривых зеркал». Его младшая дочь в 15 лет сыграла роль Ассоль в художественном фильме «Алые паруса»

 

Кто он? Отгадавшим подарок - диск с песнями.

 

 

Одесские шутки (интермедии) Синеблузники.

На пляже к девушке подходит молодой человек:
- Девушка, вы прекрасны! Я хочу с вами познакомиться!
- Ой, ну что вы! Я стесняюсь!
- Да? Ну извините! - поворачивается и уходит. Девушка кричит ему
вслед:
- Ой-ой-ой! Он хочет познакомиться…Он так хочет познакомиться, как я стесняюсь!

Записка от учительницы к родителям: "Уважаемые родители! Мойте своего Сему! Он него плохо пахнет!"
Ответная записка: "Уважаемая Серафима Львовна! Сему не надо нюхать!
Сему надо учить!"

К одесситу подходит приезжий с чемоданом:
- Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный
вокзал?
- Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!

Заходит еврей в лавку:
- Почем стоит эта рыба?
- Это окорок!
- Молодой человек, я вас не спрашиваю, как называется эта рыба, я
вас спрашиваю, почем она стоит!

Роза Соломоновна, что, ваша дочь родила?
- С чего вы взяли?
- Я видела, как она в парке вчера кормила ребенка грудью.
- Ой, так почему же сразу родила?! Родила.. Родила… Если у девушки есть молоко и свободное время, отчего бы ей не покормить в парке ребенка грудью?


Идет стаpый евpей по улице с палочкой - еле ноги пеpедвигает... По
дpугой стоpоне улицы его обгоняет паpень какой-то. Еврей кpичит ему:
- Молодой человек, вы случайно не в бакалейный магазин ?
- Да, в акалейный….
- Hу тогда за мной будете...

 

- Это правда, что у вас в Одессе всегда отвечают вопросом на вопрос?
- И кто вам это сказал?!

- У вас есть разменять сто долларов?
- Нет, но спасибо за комплимент!

- Почем стоит доехать до Дерибасовской?
- Пять рублей.
- А если я поеду с Изей?
- С Изей, без Изи... Пять рублей.
- Изя, ты слышишь? Я ж говорил, что ты ничего не стоишь!

 

На Привозе
- Вы не скажете, сколько стоит мясо?
- Почему не скажу, мы разве ссорились?

 

Сарочка! Вы сегодня просто прекрасно выглядите!
- Ха! Это я еще себя плохо чувствую!

 

Ведущая.

Самым распространенным танцем в молодежной среде тех лет был фокстрот.

(Танцы. Фокстроты.)

 

Ведущая.

Игра «Маркиза».

А вот герой самой читаемой книги в эти годы еще не нашел своего места в этой новой жизни. Отгадавшему подарок - книга Шолохов. «Тихий Дон».

 

Ведущий.

С.П. Дягилев был выдающимся деятелем русского искусства, пропагандистом и организатором гастролей русского искусства за рубежом.
Он не был ни танцовщиком, ни хореографом, ни драматургом, ни художником, однако его имя известно миллионам любителей балета во всём мире. Дягилев открыл Европе русский балет, он продемонстрировал, что пока в европейских столицах балет приходил в упадок и погибал, в Петербурге он укрепился и стал искусством весьма значительным. C 1907 по 1922 С. П. Дягилев организовал 70 спектаклей - от русской классики до современных авторов. Не менее 50 спектаклей были музыкальными новинками. За ним «вечно следовали восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов». «Русский балет» гастролировал по Европе, США, вечно встречая бурные овации. Он организовал в Париже 5 симфонических концертов ("Исторические русские концерты"), познакомив западную Европу с музыкальными сокровищами России, представляя русскую музыку от Глинки до Скрябина: выступали С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин, Римский-Корсаков, и др. Своё победное шествие по Европе русское музыкально-театральное искусство началось 6 мая 1908г., прошли премьеры русской оперы: "Борис Годунов" Мусоргского, "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова, "Юдифь" А. Серова, "Князь Игорь" А. Бородина. Партию Б. Годунова исполнил Ф. И. Шаляпин. Зрители были покорены неповторимым тембром шаляпинского голоса, его игрой, полной трагизма и сдержанной силы. В мае и июне 1929 года в Монте-Карло и Париже прошли премьеры «Бала», «Блудного сына» и «Лисы» — постановки последнего сезона Русского балета Дягилева. Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское. Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы (соответственно Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова), под которыми и выступали в труппе Дягилева. Популярность его сезонов привела и к увлечению европейцев традиционным русским костюмом и породила новую моду — даже супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в «платье, перефразирующем русские фольклорные традиции». К сожалению, многие из артистов театра Дягилева впоследствии эмигрировали во Францию.

 

 

Чтение стихотворения.  

 

Малая церковка. Свечи оплывшие.

Камень дождями изрыт добела.

Здесь похоронены бывшие. Бывшие.

Кладбище Сан-Женевьев-де-Буа.

 

Здесь похоронены сны и молитвы.

Слезы и доблесть.

"Прощай!" и "Ура!".

Штабс-капитаны и гардемарины.

Хваты полковники и юнкера.

 

Белая гвардия, белая стая.

Белое воинство, белая кость…

Влажные плиты травой порастают.

Русские буквы. Французский погост…

 

Я прикасаюсь ладонью к истории.

Я прохожу по Гражданской войне..

Как же хотелось им в Первопрестольную

Въехать однажды на белом коне!..

 

Не было славы. Не стало и Родины.

Сердца не стало.

А память - была..

Ваши сиятельства, их благородия-

Вместе на Сан-Женевьев-де-Буа.

 

Плотно лежат они, вдоволь познавши

Муки свои и дороги свои.

Все-таки - русские. Вроде бы - наши.

Только не наши скорей,

А ничьи…

 

Как они после- забытые, бывшие

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на неё -

Победившую, пусть непонятную,

Пусть непростившую,

Землю родимую, и умереть…

 

Полдень.

Березовый отсвет покоя.

В небе российские купола.

И облака, будто белые кони,

Мчатся над Сан-Женевьев-де-Буа.

 

 

Исполнение песни «Поручик Голицын»

Обработка Жанны Бичевской

 

Четвертые сутки пылает станица.

Потеет дождями донская весна.

Не падайте духом, поручик Голицын,

Корнет Оболенский, налейте вина.

 

Над Доном угрюмым ведем эскадроны,-

Нас благословляет Россия-страна

Поручик Голицын, раздайте патроны,

Корнет Оболенский, седлайте коня.

 

Мелькают Арбатом знакомые лица,

Шальная цыганка проносится в снах...

Все будет прекрасно, поручик Голицын -

За все тот, кто должен, получит сполна.

 

А где-то ведь рядом проносятся тройки.

Увы, мы не знаем, в чем наша вина.

Поручик Голицын, так будьте же стойки,

Корнет Оболенский, налейте вина.

 

Ах, русское солнце, великое солнце!

Уж не изменить нам курс корабля...

Поручик Голицын, а может, вернемся,

Зачем нам, дружище чужая земля?

 

Четвертые сутки пылают станицы,

Потеет дождями донская весна.

Всем бросить патроны, уж скоро граница,

А всем офицерам надеть ордена!

 

Ведущий.

ХХ век - эпоха бурных перемен, прогресса, расцвета культуры, войн, открытия ядерной энергии… Первое двадцатилетие нашего века характеризовалось катаклизмами в общественной жизни, революцией в общественном мнении и, как следствие, изменениями в моде. В самом начале века еще сохранялись прически из длинных волос типа "шлем", "тюрбан", украшенные нитками жемчуга, цветами. В 1904 году в Германии изобрели перманент - долгосрочную завивку, которая могла держаться в течение 6 месяцев. Большое влияние на моду стал оказывать кинематограф, внешность актрис немого кино. В 1909 году появились первые женские короткие стрижки. Эталоном красоты признали актрису французского кинематографа Эве Лавальер, для которой известный французский парикмахер придумал прическу на коротких волосах - модельную стрижку.

 

Ведущая.

Когда началась первая мировая война, многие женщины ухаживали за ранеными в госпиталях. Им не хватало времени на замысловатые сооружения, поэтому волосы все чаще стригли. Короткая стрижка уверенно вошла в женскую моду. Короткие волосы у девушек стали олицетворением перемен, новой жизни. Популярными были признаны стрижки "а-ля гарсон", "буби-копф". Прическа "буби-копф" выполнялась из коротких, мелко завитых волос. Стриженные волосы служили основой для причесок "фокстрот", "полька", "танго", получивших названия от популярных тогда танцев. Началу XX века обязана своим рождением и всемирно известная стрижка "каре". Однако длинные волосы тоже не выходили из моды. Они разделялись прямым пробором, связывались узлом или закалывались в пучок на шее. Прически из них стали гладкие. Они украшались бусами, черепаховыми гребнями, шелковыми и бархатными лентами, массивными брошами из полудрагоценных камней и бижутерией, цветами, кружевами.

Освоив и полюбив короткие стрижки, женщины начали сильно красить губы и глаза, использовать накладные ресницы. В 20-е годы распространился тип худенькой женщины-подростка с плоским бюстом и кукольным личиком. Простые люди делали короткую стрижку "под гребенку", "на косой ряд". Были в моде косы, уложенные в "корзинку" или обвитые вокруг головы. Длинные волосы подвивали на лбу и собирали сзади во всевозможные пучки. Украшения в волосах практически исчезли. Появились шляпы типа "горшок". Работницы выбирали для себя красные косынки, небольшие платки и береты. В 1920 году были изобретены филировочные ножницы с зубчиками, которые помогали прореживать волосы.

Послевоенные двадцатые сделали женщину более независимой и самостоятельной, что не могло не найти отражения в моде. Женщина начала работать в сферах, в которые раньше считались исключительно мужскими, стала активно заниматься спортом, водить автомобиль. Ей понадобилась свободная и удобная одежда, соответствующая ее динамичному образу жизни. Постепенно женщины стали отказываться от корсета, сковывающего движения. Юбки и, о чем даже помыслить было нельзя, брюки укоротились до колен. Появились чулки, открывающие ноги. Женщина и сама стала более открытой и раскрепощенной.

 

(Дефиле.)

 

Что танцевали?
Это - лучшая музыка для танцев в стиле свинг (линди хоп, шим шэм, чарлстон, бальбоа, шэг, буги вуги, джиттербаг,…), блюза, рок-н-ролл.
Именно под эту разнообразную музыку начали танцевать джайв, медленные и быстрые фокстроты, так что добро пожаловать!

 

(Танцы.)

 

 

Ведущая.

Игра «Маркиза».

В этом произведении, написанном, правда, чуть позже, поднимается тема французской моды. Женщины Москвы имели возможность сравнить свои убогие наряды с французскими «от кутюр» и даже обменяться одеждой.

 

Ведущая.

В январе 2009 года прекратил срок своего действия один очень важный документ. Это советский паспорт. Вы его можете увидеть на одном из фотоснимков. Еще один документ ушел в историю. Но он был навеки запечатлен в «Стихах о советском паспорте» Маяковского.

Наш вечер движется к концу. Хочется думать, что вы окунулись в эпоху 20-х годов, почувствовали, как машина времени ненадолго перенесла вас на век назад.

 

Юность припоминая,

Встретимся на углу..

В прошлом цена иная

Счастью, печали, злу.

 

Всмотримся в ту же просинь.

В прошлом иной масштаб

Счастье на землю бросим:

Тот, кто нагнется – раб.

 

В яростном разговоре,

В темном смятенье чувств

Глянем в глазницы горю,

Кто отвернется- трус.

 

Руку твою не трогал,

Все нам – до фонаря!

А впереди – дорога,

Прямо за ней- заря!

 

 

Вам понравились и оказались полезными размещенные материалы? Если "да", то Вам сюда.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 | Site Map | ©2007 Перевощикова Майя Николаевна |

Hosted by uCoz