Сцена украшена эмблемой Лицея, справа – имитация комнаты, где живет героиня сценария Наташа. Слева – условное помещение - комната дворянина 19 века.
Действующие лица:
1.Наташа, ученица 11 класса.
2. Саша – ученик 11 класса.
3. Пушкин в трех возрастах: десятилетний, двадцатичетырехехлетний и тридцатишестилетний.
4.Воронцов - генерал-губернатор Одессы
5.Вигель - чиновник.
6.Идалия Полетика
7.Жорж Дантес
8.Василий Львович Пушкин, дядя поэта
9.Сергей Львович Пушкин, отец поэта.
10.Блудов, знакомый Пушкиных
Звучит музыка из кинофильма «Земля Санникова», звучит первый куплет…
Призрачно все в этом мире бушующем
Есть только миг – за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.
Музыка прекращается.
Комната Наташи. Звонок в двери. Девушка открывает. Входит Саша.
Саша. Привет. Кто дома?
Наташа. Никого, а в чем дело? Какие секреты?
Саша. Да так, «сидюшник» интересный в руки попал, программка – обалдеть, хочу показать.
Наташа. Проходи… Вот компьютер … А что за программа?
Саша . Классная… Понимаешь, можно всю нашу историю перетасовать…
Наташа. Как это перетасовать?
Саша. Ну, представь себе… закладываешь в историческую программу новый факт, и наблюдаешь, как по-новому развивается прошлое?
Наташа. Не поняла…
Саша. Например, ты знаешь, что Наполеон пришел к власти во Время великой французской революции в 1789 году.
Наташа. Ну…
Саша . Что ну… А если бы его убило так, шальной пулей в ходе бунта? Что было бы?
Наташа. Откуда я знаю?
Саша . А ты подумай…
Наташа . (Поразмыслив..)
Ну, он не стал бы императором, что еще? Не было бы войны 1805-7 годов…
Саша. Правильно, дальше..
Наташа. Не было бы войны 1812 года….
Саша . Верно..Дальше
Наташа . В России не было бы декабристов…
Саша. Горячо… и…
Наташа. (гордо)
Толстой не написал бы «Войну и мир»! И мы бы ее не изучали в 10 классе!
Саша. Класс! Вот эта программа и позволяет нам проникнуть в любое время и повлиять на развитие уже прошедших событий. Ну, как? Согласна?
Наташа. Как то страшно… Все уже прошло… Мы привыкли к тому, что прошлого не переделаешь… Разве что.. А можно в пушкинское время попасть? Хотелось бы… нет, не экспериментировать, а просто посмотреть, как тогда люди жили? Одно дело – учить биографию Пушкина - по учебнику, другое – увидеть своими глазами. Можно?
Саша. Легко!
Вставляет диск в компьютер. Свет гаснет.
На сцене квартира дворянина 19 века.
Сергей Львович.
А вы представляете, господа, какие трудности сейчас с воспитанием? Нужна армия учителей! Нет такого человека, который совмещал бы знание всех этих оксигенов и пифагоров, которые теперь обязаны знать даже надзиратели, ибо такова воля месье Сперанского! А Николай Михайлович считает полезным для юношей танцы. Но каждый учитель знает либо оксигены либо танцы. И для того, чтобы образовать сына, у меня в доме толчется целая армия учителей!
Блудов. А почему вы не отдадите его в университетский пансион?
Сергей Львович .Да… Сашка вырос. Его сверстники уже определены кто куда, а он слоняется, как недоросль. Но я все-таки хочу послать его в Петербург. Иезуиты дороги…
Василий Львович . Слушай. брат…Я тут получил письмо от Марьи Алексеевны
Новое училище открывается, наподобие древнего лицея. ( читает отрывок из письма) «Новая порода главных людей в государстве должна возникнуть в полной разлуке с домашними. Молодых людей испытывают в нравах и первых познаниях. Они должны составлять одно общество безо всяких различий в столе и одежде. Преподавание на русском языке. Товарищество без всякой подлости должно быть священно».
Сергей Львович . (Заинтересованно) А будут ли телесные наказания? Розги?
Василий Львович . Нет, брат, и не ради вольностей дворянских, а потому что это уничижительно и на всю жизнь запоминается. Нам счастие повезло. Ради великих князей розги отменим! Не доверишь ли мне заняться устройством племянника? (Пауза) Алекасандр! Выходи из девичьей! Мы ведь знаем, что ты там!
(Десятилетний Александр подходит к отцу, кланяется, потом к дяде)
Сегодня мы поедем с тобой к Ивану Ивановичу Дмитриеву, возьмем рекомендацию для учения, а через два дни собирайся в Петербург. Был в Петербурге-то?
А лександр . Нет.
Василий Львович . Белые ночи, Михайловский замок, Летний сад, Нева, Лебяжий мост… все покажу, а еще познакомлю с двумя будущими товарищами – Ломоносовым и Гурьевым, будут тебе сопутники в Лицею.
Снова комната ребят.
Саша. Ну, это совсем неинтересная сцена! Пушкина почти не видно. Да и мал он еще. Ничего не понимает, не знает, что с ним будет. Он еще не может ни понять, ни оценить, насколько важно образование, а ведь даже его отец – человек специфический - это понимает.
Наташа . А давай переместимся куда-нибудь подальше, где он уже молодой человек, ну… во времена южной ссылки, например. Он, кажется, был в Одессе?
Саша . Сейчас… Какой это был год?
Наташа . Где-то после 1820-го, а давай в самый конец ссылки, в 1824-й!
Саша . Секундочку…
Сцена 2. Пушкин и Воронцов
Воронцов.
Господин Пушкин, я довожу до вашего сведения, что не ранее как вчера мною подписан приказ о направлении вас в Херсонскую губернию. Проверьте, в каких местах саранча возродилась, в каком количестве, какие учтены распоряжения к истреблению оной и какие средства к тому употребляются.
Пушкин. Извините, но нельзя ли предоставить мне другую работу? Тем более, здоровье мое не совсем в порядке. Врачи находят у меня аневризму. Я уже 6 лет ношу в себе смерть. Могу представить свидетельство какого угодно доктора…
Воронцов.
Приказ подписан, Вы, Пушкин, едете на саранчу.
Пушкин разворачивается и уходит.
Входит Вигель Ф.
Вигель . Михаил Семенович, нельзя ли Пушкину предоставить другой род деятельности, чем собирание сведений о саранче?
Воронцов.
Вы, любезный мой, кажется, любите Пушкина, не можете ли вы склонить его заняться чем-нибудь путным под руководством вашим?
Вигель.
Помилуйте, Михаил Семенович, Пушкин – великий поэт….
Воронцов.
Так значит, он ни на что не годится. Если вы хотите, чтобы мы с вами остались в приязненных отношениях, не упоминайте больше при мне об этом мерзавце…
Медленно гаснет свет.
Дается музыка, которая должна показать, что прошло некоторое время.
Пушкин возвращается из Херсонской губернии и подает рапорт Воронцову.
Пушкин . Здравствуйте, Михаил Семенович. Вызывали?
Воронцов. Вот уже два дня дожидаюсь петиции о вашей поездке по уездам Херсонской губернии..
Пушкин подает рапорт.
Воронцов. (читает)
Саранча летела, летела и села.
Посидела, все съела и опять полетела.
(Возмущенно) Что это, господин Пушкин?!!
Пушкин . Рапорт.
Воронцов. (Выдохнул) Да, я был прав, вы решительно не годитесь ни для какого дела! Мой совет вам напоследок – займитесь полезной деятельностью! Вас непременно ждет повышение по службе, ежели вы будете уделять ей столько же времени, сколько моей супруге или написанию ваших крамольных стишков. Поразмыслите над моими словами. Прощайте.
(Уходит).
Пушкин.
Господи, как я устал… Я устал быть в зависимости от хорошего или дурного пищеварения того или другого начальника, мне наскучило, что в моем Отечестве ко мне относятся с меньшим уважением, чем к какому-нибудь юнцу англичанину…
Да… Люди по большей части самолюбивы, беспонятны, легкомысленны, невежественны, упрямы. Они редко терпят противуречие, никогда не прощают неуважения, они легко увлекаются пышными словами, охотно повторяют всякую новость… Я к этому, верно, никогда не привыкну.
Читает стихотворение «Из Пиндемонти»
Не дорого ценю я громкие права
От коих не одна кружится голова
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать.
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это видите ль слова…слова…слова…
Иные, лучшие мне дороги права.
Иная, лучшая потребна мне свобода6
Зависеть от царя?Зависеть от народа?
Не все ли нам равно? Бог с ними.Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать. Для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.
По прихоти своей склоняться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам.
И пред сосзданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
-Вот счастье, вот права…
Свет гаснет. Снова квартира ребят.
Наташа . (Восхищенно)
Вот это да! Вот это мужчина! Он ведь ходит по лезвию бритвы… Неужели он не понимает, что это все не останется безнаказанным? Ведь не все так честны, открыты душой, полны чувства юмора… Ведь далеко не все учились в Лицее . Воронцов просто глуп и ревнив, хотя его понять можно – семья рушится…
Саша . Рога растут…
Наташа. (Смеется)
А ведь говорят, что Пушкин был некрасив, невысокого роста, а женщины по нему сходили с ума.
В чем здесь фишка? Это доказывает, что внешность человека – далеко не самое главное в его судьбе.
Саша. Ты права и не права. Именно женщина сыграла роковую роль в жизни Пушкина.
Наташа.
Кто? Его жена Наталья Николаевна?
Саша.
Да нет… Была еще одна…
Наташа.
Кто же?
Саша. ( роясь в компьютерной программе) Я сейчас найду этот эпизод… Но вот что мне вдруг пришло в голову… Ведь мы можем сейчас вмешаться в этот исторический процесс…Слушай! Мы можем спасти Пушкина!!!
Наташа.
Да… Это уже патология… Ты хоть соображаешь, что говоришь? Ну как это мы в 21 веке можем спасти Пушкина?
Саша.
Спасем его не мы, а наши виртуальные двойники, (кстати, мы их так же назовем Саша и Наташа ), которых мы можем переместить в 19 век. Они найдут Пушкина и предупредят его о предстоящей гибели.
Пушкин не должен вызывать Дантеса на дуэль!
Наташа.
Что-то мне не совсем верится… Но уж очень заманчиво посмотреть, как наш поэт доживет до глубокой старости.
Саша.
Ну что… Я начинаю процесс сканирования…
(Мальчик склоняется над компьютером. Свет гаснет)
Сцена 3. В своей комнате красавица Идалия Полетика. За ней из-за кулисы наблюдают юноша и девушка.
Полетика. (Разрывает со злостью альбом.)
Как он посмел! Так униженно я еще никогда себя не чувствовала! Я к нему со всей открытой душой, попросила написать стихи в альбом… А он! Мерзавец! Подлец! Негодяй! Так надо мной еще никто не шутил! Написал любовное послание, я его показала подруге, а она мне и говорит ( говорит будто передразнивая) «Идалия, милая, но здесь стоит дата - 1 апреля!» Так посмеяться надо мной! (пауза). Иуда! Но я отомщу… отомщу жестоко… Он сам станет посмешищем в свете!
(Звенит колокольчик. Служанка открывает.)
А вот и вы, Жорж, милый, спасайте меня…
Жорж Дантес. Я весь в вашей власти… Любой ваш приказ будет выполнен…
Полетика.
Сейчас сюда зайдет моя кузина, Наталья.
Дантес.
Как!!! Гончарова будет здесь?
Полетика.
Не Гончарова – Пушкина! Уже шесть лет как Пушкина! Жорж, милый, вы знаете, как я вас люблю, я все готова для вас сделать… Отомстите этому мерзавцу за меня! Вас должны увидеться с Натальей, вас должны застать в весьма недвусмысленной позе…
Дантес
Не скажу, что мне это будет неприятно…
Полетика. И вы, такой же, как и все?..
Дантес.
Ну, милая, красавица моя, я же пошутил…
Лакей докладывает: «Наталья Николаевна Пушкина собственной персоной.»
Полетика.
Комедия начинается… (Входит Наталья. Полетика жеманно обращается к ней.) Наталья, красавица вы наша , как долго я вас ждала…Это вас ваш жестокий муж не выпускает из дома? Он что, не понимает, что лишает нас радости общаться с вами, счастья лицезреть вашу красоту…
Наталья.
Что вы, Идалия, я так счастлива. Мой муж, мои дети – он их называет Сашка, Машка, Гришка и Наташка –это вся моя жизнь. Я люблю их так, что вся моя жизнь до венчания как- то стерта в моей памяти…
Жорж… Как вы здесь?
Идалия.
Извините, я оставлю вас на минутку, надо отдать кое-какие распоряжения слугам.
Саша. (В зал) Ты уже переоделась? Тебе идет наряд дамы 19 века. Ну, сделай что-нибудь! Вмешайся! Сейчас их застанут вдвоем – и дуэль неминуема!
Наташа. (В зал) В качестве кого я там появлюсь? Давай посмотрим, а там решим, что делать.
Дантес.
Наталья Николаевна! Простите меня, ради бога, что я так неожиданно для вас оказался здесь! Вы ведь почти не выходите из дома! Ну, каким иным образом я мог выразить вам свои чувства?
Подходит, бросается на колени, обнимает ее колени.
Входит дочь Идалии Полетики.
Дочь Полетики.
Мамочка! Ой! Извините…(убегает)
Наталья.
Как вы смеете! Я все расскажу мужу! Он этого так не оставит! (убегает в слезах)
Жорж Дантес.
Да, водевильно, забавно, но самое забавное – это то, что она мне действительно нравится. Идеальное лицо, тонкий стан…ангельский характер – это ли не находка! Такой момент упускать нельзя!
Наташа.
Скорее! Надо предупредить Пушкина! Нажимай ты на свои кнопки!
(Свет гаснет.)
Кабинет Пушкина. Поэт сидит за столом и что-то пишет.
Из-за кулис появляются юноша и девушка, одетые в костюмы 19 века.
Пушкин оборачивается на шум.
Пушкин.
Кто вы, господа? Не имею чести знать вас. Почему без доклада?
Наташа.
Александр Сергеевич! Готовится убийство! Ваше!!! Дантес скомпрометировал вашу жену! Она ни в чем не виновна, но … как это вам сказать…
Пушкин. Я задал вопрос: кто вы, господа, зачем здесь?
Саша.
Александр, Сергеевич, Мы – лицеисты.
Пушкин. Из Царского Села?
Саша . Нет, мы из другой… как это… губернии... Но не это сейчас важно. Вас хотят убить! Вы вызвали Дантеса на дуэль?
Пушкин (решительно) .
Да, я имел честь вызвать на дуэль сына барона Геккерна. Дуэль произойдет на Черной речке, и этому ничто не помешает.
Саша.
Этому помешаем мы! Мы – лицеисты 21 века! Мы знаем, что Дантес вас смертельно ранит, вы погибнете, если пойдете туда!
Наташа . Александр Сергеевич! Отмените дуэль! Отмените, чего бы вам это не стоило! Отмените срочно! Ну, извинитесь перед этим подлецом! Все равно в истории вы останетесь гениальным поэтом, пророком, «солнцем русской поэзии»! Вас будут обожать, чтить, ваши стихи будут учить наизусть все ученики и 20, и 21 века!!! Вашу биографию будут изучать все дети!!! Не будут в мире ни одного человека, которому не будет известно ваше имя!!1
Пушкин. Простите, господа, вы в своем уме? О чем вы? Причем здесь слава и почет? Оскорбляют мою жену! Облита грязью моя семья, мои дети… Кто бы вы ни были, а я прошу вас покинуть мой дом. Извольте выйти вон!
Наташа. Александр Сергеевич! Вы для нас - кумир! Мы знаем все ваши стихи! Мы наизусть знаем вашу биографию! Мы знаем, что вы на дуэли с Дантесом погибнете! 14 февраля! Будьте рассудительны! Спасите себя и свою семью!
Пушкин. Я не знаю, кто вы, откуда… Но дело сделано. Дуэль уже назначена.
Ста смертям быть – одной не миновать. Неужели вы не понимаете, что дети, Натали для меня – самое главное в жизни… Дворянская честь… Что скажут друзья… Те, с кем я учился… Знакомые… Не даром мы назвали наших детей Саша… Наташа…
Саша Ну, что с того! Я, например, тоже Саша!
Пушкин. Ну, до вас, молодой человек, мне нет никакого дела! Как МНЕ быть?
Наташа . Дуэли допустить нельзя!
Пушкин. У меня, наверное, мигрень… Я ничего не понимаю… Я твердо знаю одно: я должен стреляться… Так поступали все мои герои: Гринев, Онегин…Что скажут обо мне? Будь что будет! К барьеру!
Наташа. Александр Сергеевич! спасите вашу жизнь!
Пушкин. Я спасаю честь и достоинство семьи. До свидания, господа. (Выпроваживает детей и закрывает двери)
Что это за молодые люди? Странно это все… А если допустить, что они правы? Что это меняет? Ничего…Но как приятно, черт возьми, узнать, что тебя в будущем будут помнить! А я, впрочем, это и так знаю. Да, меня будут помнить.. И не только меня, но и всех моих друзей. Будут помнить и наш Лицей…А может быть, потомки и возродят его…А я…
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа
Нет, весь я не умру.
Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит…
Слух обо мне пойдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык:
И гордый внук славян, и финн,
И ныне дикой тунгус, и друг степей – калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал….
(Занавес медленно закрывается.)
Веленью божию, о муза, будь послушна.
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Звучит выстрел.
Пауза. Через 10 секунд включается песня с куплета
Вечный покой сердце вряд ли обрадует.
Вечный покой – для седых пирамид,
А для звезды, что сорвалась и падает
Есть только миг, ослепительный миг.
Песня звучи т до конца.
Вам понравились и оказались полезными размещенные материалы? Если "да", тоВам сюда.