Личная страница Майи Николаевны Бернацкой (Перевощиковой)

Обо мне | Резюме | Мои ссылки | Фотоальбом
Школьные праздники | Песни | Посвящения | Пьесы | Сотрудничество
КЛЕН | Печатные труды | Планирование работы | Открытые уроки | О премии президента РФ

Сценарий праздника, посвященного Году русского языка.

 

Сценарий праздника, посвященного Году русского языка.

(КЛЕН 2007 год).

 

 

 

Песня «Школьная страна»

После исполнения песни на сцене остается только одна ученица, читающая стихотворение Н.Заболоцкого.

 

Ученица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любопытно, забавно и тонко:

Стих, почти непохожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребенка

В совершенстве писатель постиг.

 

И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность известная есть

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

 

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

 

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

 

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык

 

 

 

 

На сцене две подружки: Настя и Даша. В руках – учебник русского языка.

 

Настя.

 

А наша учительница меня сегодня на уроке опозорила: я написала каТка с фикусом. А она сказала: Ты, наверно, в каТке катаешься на коньках! Вспомни пословицу: была бы мука да кадушка, будет и ватрушка..» И послала она меня в.. краеведческий музей посмотреть на кадушку.

 

Даша.

 

 

Я на нее тоже обиделась: говорит, что язык нужно чистить, у тебя только «балдеть» и клевый». Сейчас, разбежались мы вместо ………. чтобы идти смотреть пятый раз Гарри Поттера, какие-то кадушки побежим разглядывать. А на уроке не ту букву напишешь- полный балдеж ! Будто из-за твоей ошибки кто-то помер!


Настя.

 

Она говорит: язык живой! Выдумала какую-то жизнь!

 

 

 

Язык.

 

Входит Язык в костюме ученого

 

Что-то вы меня, девочки, рано похоронили! Конечно, я старый, но не такой как латинский язык или праславянский, которые, действительно, являются мертвыми. И машины ломаются, и государства, и алфавиты, но наш русский язык – язык живой, развивающийся , интересный. Но я на вас обиделся и поэтому исчезаю, но на всякий случай оставлю вам это :

 

Подает девочкам свиток, они разворачивают и читают:

 

Аз. аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены, славен град вятчан свой чюдный славили.


Настя.


Слушай, Дашка, что за бред?


Даша.


Это не бред, Это какой-то древний язык, по-моему наш, слова встречаются похожие.


Настя.


Как же! Абракадабра!

 

Даша.


Нет! Аз- это первая буква старого алфавита, обозначала, по-моему, Я. Мудрости – это наше слово. Понятно, рачитель… Я сейчас вспоминаю, что в древности писцы должны были сотавлять текст по особым законам, и законы эти были освящены церковью. А похож наш язык тогда был на болгарский. Потому что именно болгарские

Просветители Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку. Да, у нас же в классе Яша из Болгарии, пусть прочитает что-нибудь …


Яша.


Читает стихотворение по-болгарски.

 

Скрих се в този топъл вятър,
който срещу тебе тича
и тополите премята.
Късно е да те обичам.


Късно е да бъдем части
от една горчива дума.
Мислиш ли, че има щастие
с прилагателно “разумно”?

И потъвам в този вятър
с безизходната надежда,
че пронизва необята
неизпратената нежност.

 

Снова девочки.


Даша.


Выходит, что наш язык изменялся, старые слова, труднопроизносимые, заменялись новыми?


Настя.


Получается, что ты права. Яша, а что значит . аще мудрости рачитель, хотящий вся человеки спасти, многажды восхотел дабы дщери умом были свершены .

 


Яша.


Это значит: если ты хочешь быть мудрым, хочешь, чтобы все люди были душевны, то должен хотеть, чтобы и дочери твои были умными,


Даша.

 

Читай дальше, интересно же! Дщери умом были свершены… славен град вятчан свой чюдный славили… Дщери – это дочери, наверно, умом свершены (смеется), ну это понятно, это он намекает, что у нас ума не хватает, да, мы должны славить град вятчан, это значит-Киров,…


Настя.


Смотри, смотри… они что неграмотные были? Чюдный написан с буквой Ю! Все знают, что чу-щу пишется с буквой у. Это наверно ошибка.


Ведущий.


А я недавно прочитал одну притчу. Там тоже говорилось о двух сестрах


Даша.

 

Нет, это раньше писали, как слово слышалось, но со временем стали писать по правилам и даже старались речь сделать более простой, понятной.

 

 

 

Дьяк.


Сцена 2. На сцену выходят два ученика, один – дьяк, другой – писец.

 

Дает подзатыльник писцу, который склонился над документом. Лопух ты. Демьян, разуй глаза, чё пишешь? Делатель храмин… Еже он есть КАМЕНЩИК! И парус привычнее, нежели КОРМИЛО ВЕТРЕНОЕ.

 

Писец.


Дак, отец Григорий, не можно позволяти мне нескромную свободу! Не можно доходити до подлой речи улицы!

 

 

Дьяк.

 

 

 

 

Эх ты! Без смеси не родиться бы и вовсе московской речи, всему великорусскому языку! Это ранее двуязычие на Руси было, а теперь собственный язык рождению подлежит! Не в религиозной упрямости святость, но в трезвом рассудке используем мы чужое! Москва без своего языка не может быть великой!

 

 

 

Ученица.

На сцену выходит ученица, которая читает стихотворение «Старая Москва».

 

Часто и во сне и наяву,

И во тьме, и в сумерках и в свете

Я пытаюсь старую Москву

В душной современности заметить.

 

Что такое старая Москва?

Стены белые домов в заросшем парке,

Тополей шуршащая листва,

Булки, пироги в торговой лавке.

 

Старая Москва жива, поверь,

Это и в заборе ветхом дыры,

И раскрывшаяся настежь дверь,

И этаж, где не сданы квартиры.

 

На пригорке старый сельский храм,

Не найдешь бетонных новостроек.

Три дороги разбежались там,

Уводя былинного героя.

 

Вечно будут старою Москвой

Бабушки у дома на скамейках,

Не кивнуть старушкам головой

И не поздороваться посмей-ка!

 

Отразились в луже облака,

Солнце улыбнулось нам лукаво,

Ты проснулась, старая Москва,

Помним мы твою былую славу.

 

 

 

Даша.

 

Снова на сцене Даша и Настя.

 

Это про Москву. А в летописи написано: чтобы , славен град вятчан свой чюдный славили. А ты знаешь стихи о Вятке?

 

Настя.

 

Я…. Нет, не знаю, а вот Юля специально к «лицейским звездочкам» выучила стихотворение о нашем вятском крае.

 

Юля.

 

Мой Киров – самый лучший в мире город.

Красивей я пока что не встречал.

Он- родина моя, и потому мне дорог,

Он у меня начало всех начал.

 

Он разделен рекой. Соединен мостами,

И добрая о нем слывет молва.

И окружен со всех сторон лесами,

Покой его хранят с крестами купола.

 

Прославил он себя давно гостеприимством,

И тянется к нему народ издалека.

Читаю я о нем стихи без подхалимства-

Мне нет на всей земле роднее уголка!

 

Из сердца моего берет начало Вятка-

Душа любви полна к моей родной реке,

Ведь жизнь – она везде порой не гладка

Но счастья огонек мерцает вдалеке.

 

Есть много городов у матушки России,

Я тоже видел много городов и сел,

Но для моей души нет города красивей,

Подобного ему нигде я не нашел.

 

 

 

Даша.

 

 

 

 

Яша.

 

 

 

 

Настя.

 

 

 

 

Язык.

 

 

Все вместе.

 

Группа детей вместе, Даша. Настя, Яша, с ними и ученый-Язык.

 

Благодарим мы прежние эпохи,

Ученых, и поэтов, и народ,

Они язык, что подарили Боги

Хранили даже в самый сложный год.

 

Благодарю я мать, что мне читала

И раскрывая каждой сказки смысл,

Она ошибки с детства исправляла

И пробуждала к жизни мою мысль.

 

Благодарю я Куприна, Толстого,

Тургенева и Чехова всегда,

Что берегли родной язык , и снова

Он нужен нам, как воздух и вода.

 

Родная речь, родной язык любимый,

Мы силу черпаем в тебе во все века,


Ты – наша драгоценность, наша сила,

И роль играешь в жизни маяка.!.

 

Вам понравились и оказались полезными размещенные материалы? Если "да", то Вам сюда.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 | Site Map | ©2007 Перевощикова Майя Николаевна |

Hosted by uCoz